Цвета сайта:
черное на белом белое на черном
Размер шрифта:
небольшой размер шрифта средний размер шрифта большой размер шрифта
Обычная версия сайта

Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Мордовия"

г. Саранск,ул.А.Невского д.64
Тел. +7(8342)35-72-06

Национальная система квалификаций: стратегия и развитие

Главная / Новости / Национальная система квалификаций: стратегия и развитие 
В июле на площадке Национального агентства развития квалификаций (НАРК) прошла пресс-конференция, посвященная итогам 74 заседания Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и Общего собрания учредителей и Наблюдательного совета АНО «Национальное агентство развития квалификаций». Участники обсудили важные аспекты взаимодействия работодателей и образовательных организаций, региональное развитие Национальной системы квалификаций (НСК), применение независимой оценки квалификации (НОК) для определения качества программ высшего и среднего профессионального образования.

Открыл работу конференции генеральный директор НАРК Артем Шадрин. В своем докладе он сообщил, что на заседании Национально­го совета одобрены три ключевых документа.

1.Практические рекомендации (предложения) по включению положений по развитию НСК в отраслевые документы стратегического планирования, национальные, федеральные и ведомственные проекты, а также государственные программы Российской Федерации. В рекомендациях детально раскрывается, какие именно инструменты НСК целесообразно использовать, чтобы обеспечить формирование необходимого кадрового потенциала в соответствующих госпрограммах и федеральных проектах, направленных на развитие различных секторов экономики и социальной сферы.

Важно, что в методические рекомендации включены положения, связанные с привлечением советов по профессиональным квалификациям к разработке и актуализации отраслевых документов, что позволит системно обеспечивать корреляцию различных аспектов подготовки кадров с реальными требованиями экономики и рынка труда. Национальный совет направит обращение на имя председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина с предложением федеральным органам исполнительной власти использовать Практические рекомендации при разработке документов стратегического планирования.

2.Предложения по изменениям в Налоговый кодекс Российской Федерации. Их задача — стимулировать участие работодателей в процессе развития НСК. Предполагается внести три основных изменения: освобождение от налога на добавленную стоимость услуг, связанных с НОК; распространить социальный налоговый вычет на расходы по оплате родителями за­трат на прохождение НОК детьми до 18 лет, при дневной форме обучения — до 24 лет; установить возможность относить на себестоимость расходы предприятий по разработке и актуализации профстандартов.

3.Разработать и направить в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в Федеральный закон об образовании и ведомственные нормативные акты, связанные с дополнительным учетом и экспертизой федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ среднего профессионального образования. Эта мера позволит создать дополнительный стимул для того, чтобы подготовка кадров среднего профессионального звена, рабочих максимально соответствовала потребностям рынка труда.

Артем Шадрин сообщил, что на заседании Общего собрания учредителей и Наблюдательного совета, состоявшемся в конце июня, впервые одобрен среднесрочный план деятельности АНО «НАРК» на 2023—2025 гг. Он содержит суммарно 11 проектных инициатив, которые распределены по двум направлениям.

Направление «Развитие механизмов независимой системы квалификации» включает шесть инициатив. В первую очередь, это развитие системы профессиональных стандартов и квалификаций во взаимодействии с ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России. Чтобы система оценки квалификаций была актуальной, система разработки профессиональных стандартов должна быть гибкой.

В декабре прошлого года принят План мероприятий по развитию профессиональных стандартов и квалификаций; осенью вступил в силу новый порядок разработки и утверждения квалификаций, кратно повысивший уровень гибкости этого механизма, ускоривший процессы согласования и вступления в силу профессиональных квалификаций; в апреле 2023 г. внесены изменения в Положение о разработке профессиональных стандартов. Но возможности для дополнительного сокращения сроков еще есть, например, через механизм сквозных отраслевых квалификаций. Такая работа сейчас ведется в отношении профессиональных стандартов в сфере бережливого производства, которая составляет основу деятельности НАРК в рамках национального проекта «Повышение производительности труда».

Второй блок связан с развитием механизмов независимой оценки квалификаций, в частности сопряженных с итоговой аттестацией. В июле Минобрнауки России разослало Методические рекомендации по реализации независимой оценки квалификации в системе высшего образования, разработанные НАРК совместно с Советами по профессиональным квалификациям (СПК) и университетами, принимавшими в прошлом году участие в пилотном проекте по совмещению государственной итоговой аттестации и НОК.

Не менее значимым является использование инструментов НОК в целях развития занятости. Планируется, что сотрудники службы занятости в режиме «одного окна» будут помогать обратившимся к ним гражданам. Уже подписано соответствующее соглашение с министерствами, отвечающими за политику в сфере занятости Амурской, Саратовской, Ленинградской областей, Республики Карелия и Камчатского края. В перспективе планируется распространить данную практику на все субъекты Российской Федерации.

В современных условиях решение кадровых вопросов приобретает первостепенное значение для обеспечения динамики экономического развития регионов, поэтому третий механизм — развитие партнерства с органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере подготовки кадров. В Красноярском крае реализуется пилотный проект по содействию подготовке специалистов в приоритетных отраслях экономики, соответствующая договоренность достигнута с Астраханской областью.

Следующая инициатива — содействие развитию механизмов НСК в отраслях экономики. В планах — реализация пилотных проектов, аналогичных предыдущим, в отраслевом разрезе.

Пятый блок связан с созданием условий для международной сопоставимости квалификаций, с совершенствованием механизмов признания российских квалификаций за рубежом, в первую очередь в странах Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз). Государствам Союза необходимо сформировать предпосылки для сближения рынков труда, систем профессиональной подготовки кадров.

Пока мы находимся в начале пути в сфере гармонизации системы квалификаций государств — членов ЕАЭС. Сейчас реализуется федеральный проект «Россия — привлекательная для работы и учебы страна», в рамках которого СПК вовлекаются в работу по формированию системы оценки квалификации для тех, кто готов работать на территории России. В ряде государств Союза сформированы экзаменационные площадки, на которых соискатели могут пройти независимую оценку. По мере развития проекта применение инфраструктуры и механизмов НОК будет расширяться, в планах на перспективу — начать процесс гармонизации национальных нормативов в этой сфере.

Шестой блок посвящен развитию информационных систем НСК, созданию возможностей для максимально комплексного использования их потенциала.

Второе направление — осуществление функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров — включает пять проектов. Первый — кадры высокотехнологичных предприятий — призван выявлять потребность предприятий в специалистах и транслировать результаты колледжам, которые заинтересованы в партнерстве с соответствующими работодателями. Второй — продвижение инструментов НСК в молодежную среду — «Конструктор карьеры» — направлен на помощь молодежи в понимании инструментов трудоустройства. Третий — «Шаг в профессию» — связан с профорентационной деятельностью, помогает формировать партнерство колледжей и организаций работодателей. Четвертый — «Квалификация НАСТАВНИК» — обеспечивает содействие работодателям в ускоренной адаптации нового сотрудника на рабочем месте. Завершающий проект — «Компетенции XXI века» — связан с развитием универсальных компетенций, так называемых Soft skills. В нем НАРК выступает как партнер открытой платформы «Россия — страна возможностей». Задача проекта — формирование и оценка у учащихся колледжей и вузов навыков работы в команде, ответственного принятия решений, использования информации и самоорганизации тех навыков, которые наряду с профессиональными компетенциями востребованы работодателями.

Значимость объединения усилий работодателей и образовательных учреждений отметили и другие спикеры конференции. Председатель правительства Астраханской области Олег Князев подтвердил заинтересованность властей региона в присоединении к пилотному проекту по совершенствованию кадровой политики в приоритетных отраслях экономики с использованием инструментов НСК. В настоящее время «пилот» успешно реализуется в Красноярском крае.

«Проблема обеспечения высококвалифицированными кадрами российских предприятий привела к взрывному росту корпоративного обучения. В большинстве ведущих компаний созданы корпоративные университеты, представляющие не только модель обучения сотрудников, но и один из важнейших инструментов синхронизации работодателей и системы образования», — сообщил ректор Корпоративного университета ПАО «Газпром нефть» Илья Дементьев. В стране формируется сообщество корпоративных университетов, и это первый шаг к созданию новой образовательной системы. По мнению спикера, отраслевые СПК стали эффективной площадкой для взаимодействия работодателей друг с другом как при разработке профстандартов, так и при выработке требований к специалистам.

К настоящему моменту в России НСК в принципе сформировалась: утверждено более 1500 профстандартов, которые регулярно актуализируются; действует свыше 3000 профессиональных квалификаций; система профессиональных экзаменов активно используется работодателями и государством, особенно в тех областях, где требуется обязательная НОК, например в профессиях, связанных с повышенным риском. В то же время есть резерв для дальнейшего развития. В первую очередь, в сторону увеличения гибкости как с позиции оперативности реагирования на потребности работодателей в плане появления новых технологий, новых организационных подходов, так и с позиции восприятия требований рынка труда и системы профессионального высшего образования.

Одно из ключевых направлений в решении поставленной задачи — вовлечение работодателей в реализацию образовательных программ через механизмы прикладного проектного обучения, дуального образования, сетевых образовательных программ, стажировок, практик и т.д. Это открывает хорошие перспективы для развития корпоративных университетов, которые формируют мощную систему компетенций, структурируют потребности и возможности работодателей для участия в обучающих программах колледжей и вузов.


©2008-2024 г. Все права защищены ФБУ "Мордовский ЦСМ".
создание сайта  Creidea.ru